Начинаем публикацию статьи "Школа довоенная. Воспоминания учителя" А. Макарьина из газеты "Ленинское знамя" № 118 от 30 сентября 1967 года. Эту газету мы нашли в архивах Кокорина В.Е., бывшего учителя Строевской школы.
СЕЛО СТРОЕВСКОЕ
С осени 1928 года по 1941 год я работал учителем в селе Строевском Устьянского района. В 1923 году село Строевское было центром Никольской волости Вельского уезда, и наша школа тогда называлась«Никольская школа-семилетка».
Село и прилегающие к нему деревни Лобановская и Щапинская расположились в узкой долине по берегу реки Устьи. Кругом поля и склоны довольно высоких холмов. В деревнях высокие переда чередовались с ветхими избушками. Переда обычно старинные, просторные, окна рукой не достанешь. В центре села двухэтажное здание семилетней школы. Это дом бывшего купца Дружинина. Ниже — здание волисполкома, а напротив школы — магазин. В деревне медпункт, изба-читальня, а за рекой контора лесопункта. На склоне горы Паленихи, в конце деревни — две церкви. Звонили колокола, и по праздникам много верующих тянулось в церковь.
Жили грязно, лишь к церковным праздникам наводили чистоту. Праздники справляли шумно и весело. Варили много пива. Попы в пасхальные дни, обходя деревни, напивались до одурения и их на телегах развозили по домам.
Крестьяне единолично ковыряли землю coшкой. Правда, соху уже вытеснял плуг. Зажиточные и середняки собирали неплохой урожай. На работу ходили в лаптях и в домотканом платье. Только в праздники и на вечеринки одевали сапоги и новую одежду.
В деревнях было много неграмотных и малограмотных. Учителя и активисты сельсовета занимались ликвидацией безграмотности (ликбез). Пожилые женщины водили пальцем по букварю и тянули: «мы не ра-бы». В селе работало общество «Долой неграмотность!».
Молодежи в деревнях было много. В одной Щапинской вечеринки устраивались в трех домах. На вечеринках девушки пряли и пели песни, плясали устьянскую кадриль.
Сейчас село неузнаваемо изменилось. Много новых домов. Десятилетняя школа, клуб, столовая, радиоузел, маслозавод, больница, магазины. В совхозе много техники. Снуют автомашины, бороздят поля тракторы. Проведено радио и электричество. В домах чистота и много новой мебели. Выросли кадры механизаторов, учителей, агрономов и медицинских работников.
ВОИНСТВУЮЩИЙ БЕЗБОЖНИК
Шла упорная борьба нового со старым. Советская власть, партийная и комсомольская организации, опираясь на бедноту и крестьянский актив, проводили в деревне политику партии. Центром культурно-просветительной работы были школа и изба-читальня. Большую работу в школе и среди населения вели учителя, особенно Дмитрий Петрович Домашников, Николай Иванович Котов и Дмитрий Федорович Мартюшов. Вспоминаю активных председателей сельсовета Сергея Бобина и Тихона Михайловича Сысоева.
Большим влиянием пользовался председатель Щапинской сельхозартели Яков Иванович Волов. Яков Иванович вставал раньше всех в деревне. Он болел душой за колхоз. Собрания в артели проходили активно и бурно, жизнь кипела ключом. В Щапинской собирали неплохой урожай и была хорошая молочная ферма.
В 1928-30 годах заведующим семилетней школой был Дмитрий Петрович Домашников. Это был инициативный и грамотный учитель-коммунист. Он любил порядок и исполнительность в большом и малом.
Вспоминаю такой случай. Дмитрий Петрович проверял мой план воспитательной работы с классом. Я был молод, а на планах уже,как говорят, собаку съел. Столько понаписал мероприятий, что их явно не выполнить. Домашников заметил: «Не лучше ли написать меньше, но выполнить?».Замечание было справедливо. Не забывал Дмитрий Петрович и поощрений. Хорошо отзывался о работЕ нашей клубной секции.
Дмитрий Петрович был председателем «Союза воинствующих безбожников».Смело вступал в единоборство с попами на диспутах, доказывал, какому они богу служат. Мы как члены этого союза читали книги Емельяна Ярославского и проводили беседы в деревнях.
Некоторое время я и мой брат Михаил жили вместе с Дмитрием Петровичем. Я никогда не замечал в нем нотки уныния.Он всегда был бодрый, подтянутый.Помню, в выходной день Дмитрий Петрович тянул нас на лоно природы. Мы садились на высоком холме, и Дмитрий Петрович начинал мечтать вслух о новой деревне, о технике на полях. Он видел далеко вперед. Действительно, в 1930 году началась массовая коллективизация, вскоре появились автомашины и тракторы. Д.П.Домашников один из первых заведовал устьянским районо.Но там ему не пришлось долго работать.Больной туберкулезом, он умер в дороге по пути на лечение.
БОЛЬШЕВИК
На смену Домашникову к нам прибыл после окончания совпартшколы Николай Иванович Котов. Шла массовая коллективизация, и семилетка получила название «Школа колхозной молодежи». По характеру Котов был полной противоположностью Домашникову, но энергии и активности у него было хоть отбавляй. Он сразу завоевал авторитет, стал секретарем партийной организации, с головой ушел в общественную работу.
Когда он только спал? Работа в школе, партийная работа, ежедневные собрания, а помимо этого самообразование и занятия музыкой. Николай Иванович хорошо играл на гармошке и учился играть на мандолине. Бывало, — глухая ночь, а из окна комнаты, в открытые окна, несется мелодия какой-нибудь песни.
Помню, мы выписывали издание «Рабфак на дому» и коллективно готовились в ВУЗ. Инициатива и здесь принадлежала Николаю Ивановичу. Котов был настоящий большевик, прекрасный агитатор. С большим талантом убеждения. Своей активностью он зажигал людей. Любил ходить на собрания в Щапинскую, где более бурно и полнокровно шла колхозная жизнь. Когда колхозники узнавали, что придет Котов, то на собрание звать было не нужно, сбор всегда был полный. Н.И. Котов несколько лет работал заведующим районо. Он многое сделал в области народного образования в районе. Среди учителей района Николай Иванович имел огромный авторитет, и во время его выступлений была абсолютная тишина и внимание. Кой-кому и доставалось на орехи, но все принималось без обиды, как должное. Н. И. Котов погиб на фронте в Великую Отечественную войну.
УЧИТЕЛЬ - УСТЬЯК
После Котова заведующим Строевской школой стал Дмитрий Федорович Мартюшов. Он до последних дней своей жизни работал в Строевском. До 1930 года учителя на Устье были в большинстве приезжие. Трудно было устьякам в те годы пробивать дорогу к знаниям. Дмитрий Федорович, сын бедняка из Ростовского сельсовета, пас в деревне скот. Но вот он твердо решил учиться. Много раз шагал по устьянскому тракту до Вельска с котомкой за плечами. В Вельске окончил педагогический техникум и приехал работать в Строевское.
Дмитрий Федорович был человек большой энергии. Говорил он свободно и хорошо. Совещания учителей куста и в районе обычно проходили под его руководством. Мартюшов активно участвовал в общественной работе. Он был депутатом районного и сельского Советов, членом райкома союза работников просвещения. Организация и укрепление десятилетней школы, пришкольный участок, озеленение, заочное обучение, — все это дело рук Дмитрия Федоровича.
Несмотря на занятость, Мартюшов участвовал в художественной самодеятельности. Помню, как быстро и дельно составлял он частушки на местные темы. Надо отразить недостатки на ферме. Мы сидим и думаем, а у него уже готово начало:
У Федюхи чудо-брюки,
Расписные галифе.
Вы послушайте, ребятки,
Мы споем про МТФ.
Писать о Дмитрии Федоровиче можно много. Но лучше не скажешь, чем сам он сказал о себе в лирическом стихотворении:
Дней рабочих в жизни не считали,
Да и глупо было бы считать,
Помнишь, как учились, вырастали,
Привыкали в жизни побеждать.
Мы сейчас уж оба с сединами.
Наши годы тропами легли.
Пламень сердца, дружбу между нами
Мы, родная, свято сберегли!
КРАСНОРУБАШЕЧНИКИ
Годы коллективизации — бурные и боевые годы. Интеллигенция смело, без принуждения шла в деревню. Идешь на собрание бедноты, сам собираешь общее собрание. И не один, а десятки раз.
Большим влиянием в Строевском пользовался наш коллектив живой газеты. На выступления мы надевали красные рубахи или синие блузы. Активными членами коллектива были Д. Ф. Мартюшов, Г. В. Волов, А. И. Попов, С. В. Беляев и другие.
Как делалась живая газета?
Мобилизовывали актив, собирали подходящий местный материал, составляли частушки. Шли в ход и известные песни. Их приспосабливали к местным темам. Организатором, режиссером и главным автором был Дмитрий Федорович. Ставили мы и пьесы. Как сейчас помню постановку пьесы Гоголя «Женитьба».
Условия для работы были не богатые, но мы не жаловались. В школе, в большой комнате была оборудована сцена, где мы и выступали. Народ не вмещался, и слушал нас во многих случаях стоя. Зрители с напряженным вниманием ловили каждое слово со сцены. Наш репертуар, особенно частушки, бичующие недостатки, оказывал большое влияние на крестьян, которые становились на путь новой колхозной жизни. Помню, какое глубокое впечатление произвела на всех нас поэма Ивана Молчанова «Дьяков Петр». Все мы с болью переживали судьбу героя поэмы. Нам тогда еще не было известно, что герой поэмы, тракторист Петр Дьяков остался жив.
Мартюшов многое сделал для Строевского, особенно в области культуры. А сколько он обучил и воспитал людей! Все, кто работал с ним и учился у него, очень тепло отзываются о своем старшем товарище и наставнике. Он был всегда отзывчив и дружески расположен к людям.
Я смотрю на фотографии тех лет. Вот одна из них. В центре Дмитрий Федорович Мартюшов, рядом учителя и ученики. Вот Чеснокова Афанасия Егоровна. Какая была прилежная и аккуратная ученица! Сейчас Афанасия Егоровна работает учительницей в Едемской восьмилетней школе. Вот деревенские парни и девушки: Павел Котов — работает учителем Строевской школы, Дасий Мартынов — заведующий коммунальным хозяйством в Шангалах, Александр Кулаков — фельдшер в Кузоверах, Алевтина Волова — учительница Ивашевской школы. Всех не перечесть. Воспитанники Строевской школы тридцатых и сороковых годов честно трудятся — кто в родном районе, а кто на далеких просторах нашей необъятной и великой Родины.
Ушла в небытие старая деревня с ее дикостью, поголовной неграмотностью. Далеко не каждый молодой человек расшифрует нынче слова ШКМ, «ликбез», «рабфак». Страна сделала гигантский шаг от лаптей и сох к ракетам и спутникам. И далеко не последнюю роль в этом чудодейственном прогрессе сыграл народный учитель. Учитель-подвижник, учитель-наставник, жизнь которого на селе была подвигом бескорыстия и самоотверженности.
Сельский учитель тех лет — прежде всего политический боец. Все, что делал он, было политикой. Будь то «ликбез», организация живой газеты или проведение переписи населения. Самообучение крестьянских детей языку и арифметике было важнейшим политическим делом.
Дмитрий Петрович Домашников, Николай Иванович Котов, Дмитрий Федорович Мартюшов были именно такими учителями. Они являлись в полном смысле этого слова наставниками крестьян. Авторитет их был непререкаем. Перед ними снимали шапки и старики, и совсем еще несмышленные крестьянские дети. Не из страха, из уважения.
Пример лучших учителей — это ведь ученикам на всю жизнь. Встретит человек трудность, окажется на перепутье — и непременно подумает: а как бы на моем месте поступил наш учитель?
Счастлив, что на заре своей педагогической деятельности мне довелось работать с такими людьми.
А. МАКАРЬИН.
с. Бестужево.