Пятница, 29.03.2024
МБОУ "Строевская СОШ"
      Устьянского района
Архангельской области
Меню сайта
МЧС России
ГИБДД детям
ФЗ Об образовании
ФСКН
Друзья сайта
  • Детский сад Улыбка
  • Строевской школьный округ
  • Информационно-ресурсный центр
  • Архангельский ИОО
  • Образование Архангельской области
  • Пушкина Е.А. Персональный сайт
  • Погода

    ВОСПОМИНАНИЯ О ШКОЛЕ

              

    Пятьдесят лет минуло со дня окончания нами 11 выпускного класса Строевской средней школы в 1965 году (информация о встрече выпускников 1965 года).

     В связи с этой датой и подготовкой в составе инициативной группы встречи выпускников 1965 года в июле 2015 года у меня появилась возможность поделиться некоторыми воспоминаниями о годах нашей учебы в этой школе. 

    Мы были  должны окончить школу в 1964 году, но, в связи с введением производственного обучения, весь период обучения увеличился на 1 год, и в только в 1965 году мы стали выпускниками.

    Из двух десятых классов был сформирован один большой 11-й класс из 32 учащихся. На наши годы учебы также пришелся переход в 1961 году с основного семилетнего образования на основное восьмилетнее, и нам последним были выданы свидетельства о семилетнем образовании, как основной или базовой ступени, когда еще среднее образование не было всеобщим и обязательным.

    ***

    Советская власть заботилась о том, чтобы каждый ребенок, достигший школьного возраста, обязательно учился. До начала 60-х годов было обязательное семилетнее образование, затем обязательное среднее.

    В каждой деревне было значительное число школьников, была широкая сеть начальных и семилетних школ в деревнях и лесных поселках, а средние школы были только в крупных населенных пунктах. Так  в Строевской средней школе в начале 60-х годов училось около 700 детей.

    Учебные классы располагались в четырех отдельно стоящих зданиях в центре села, и учителя переходили на каждый урок из одного здания в другое. Здесь в старших классах учились ребята из населенных пунктов в границах нынешних Череновского, Бестужевского, Плосского, Строевского, и частично  Березницкого сельсоветов, которые жили в школьном интернате. А учащиеся из близлежащих к Строевскому  населенных пунктов ежедневно ходили в школу пешком, причем многим приходилось преодолевать ежедневно реку Устью и речку Волюгу.      Подвесного моста тогда не было, и всех людей за реку перевозили на деревянном карбасе, или на деревянном плоте (пароме), собранном из сухих бревен. Такой плот устанавливали весной после половодья и работал он, ходя между берегами по тросу, до глубокой осени до замерзания реки. На нем перевозили за реку по одной грузовой автомашине или трактору. На территории Строевского сельсовета содержали два таких перевоза с плотами и карбасами: между Строевским и Щапинской напротив бывшего маслозавода, и между Сабуровой и Грунцовской в центре деревни  

     (у нынешнего подвесного моста). Обслуживали переправу перевозчики («перевощики»). За один раз карбас с боковыми веслами мог перевезти 10-12 человек, и утром приходилось нередко ждать своей очереди до получаса. Подвоз учащихся, и то преимущественно из лесных поселков, стал внедряться к середине 60-х годов. Тогда же получило широкое распространение производственное обучение и создание в средних школах всей страны ученических производственных бригад по примеру Григориполисской средней школы Краснодарского края.

    С начала 60-х годов в колхозы и совхозы в массовом порядке за счет государства стали поставляться тракторы, комбайны, грузовые автомобили и сельскохозяйственные машины. Для работы на этой технике нужно  было увеличивать число механизаторских кадров. Наряду с широкой сетью профтехучилищ эту задачу стали решать и сельские средние общеобразовательные школы. В старших  (9-11) классах учеников обучали на механизаторов сельского хозяйства широкого профиля с прохождением производственной практики в колхозе, сдачей экзаменов и выдачей удостоверений трактористов-машинистов сельского хозяйства с правом  работы на всех тракторах и комбайнах с агрегатируемыми с ними машинами и механизмами.

    Девушки дополнительно изучали швейное дело, ребята – столярное и слесарное дело. В связи с внедрением производственного обучения на один год увеличивался период обучения в школе, и было всего два выпуска  по окончании 11 класса – в 1965 и 1966 году, затем  снова вернулись к десятилетнему обучению.

     Мне как раз довелось закончить Строевскую среднюю школу в 1965 году, и полученные в школе права тракториста пригодились во время прохождения службы в армии механиком-водителем танка и для работы в совхозе на тракторе после службы в армии.

    Для производственного обучения с 9 класса были введены в школьную программу дополнительные учебные предметы: основы сельскохозяйственного производства, растениеводство, животноводство, машиноведение, спецподготовка  по устройству, обслуживанию и ремонту тракторов, комбайнов и сельхозмашин с практическими занятиями в колхозных мастерских, располагавшихся на угоре в бывших церковных зданиях справа от дороги на Палениху, а также слесарное дело и электротехника. 

    Уроки растениеводства вела учитель биологии Анастасия Павловна Тарбаева, животноводства – Павел Федорович Харитонов, трудовое обучение, слесарное дело, машиноведение – Александр Павлович Попов, спецподготовку – опытный механизатор, специалист по наладке, регулировке и ремонту техники Михаил Васильевич Зарубин, практику в мастерских проходили под руководством заведующего колхозными мастерскими Михаила Васильевича Молчанова, электротехнику преподавал Михаил Алексеевич Шабанов

    ***

    В те времена с детства приучали детей к коллективному труду. Еще в начальной школе ученики вместе с учительницей осенью выходили на поля после уборки зерновых и собирали оставшиеся на поле хлебные колосья, а с 5 класса и старше после начала учебного года в отдельные дни выходили полными классами под руководством учителей на сельхозработы. Собирали урожай картофеля после картофелекопалок, теребили вручную лен, или собирали и вязали его в снопы после льнотеребилок, работали на зернотоках при сушке и обработке зерна. В отдельные годы некоторые классы в сентябре вообще распускали с учебы на работу в колхозе по месту жительства учеников.

    Так, мне хорошо запомнилось, как в сентябре 1960 года мы небольшой группой из 5-6 человек были направлены на помощь в уборке урожая в деревню Ямная в бригаду объединенного колхоза имени Суворова (до этого в Ямной был свой колхоз «Новая жизнь» Васильевского сельсовета). От Строевского до Ямной тогда практически не было нормальной проезжей дороги, с трудом летом и осенью проезжали на конных телегах, и расстояние в 12 километров все, в том числе и мы, преодолевали пешком. Жили в большом доме в семье нашего одноклассника Пеньевского Николая Васильевича. Его отец руководил всеми нашими работами, а мать готовила на всех еду. В течение двух недель мы 13-14 летние подростки стоговали солому на полях, теребили и вязали в снопы лен, помогали сушить и обрабатывать зерно.

    На следующий год также из нас была сформирована бригада в помощь на уборку урожая в бригаду уже другого колхоза в деревню Карповская (Коростина) Плосского сельсовета. Жили у одной пожилой женщины в первом доме при въезде в деревню. Хлеб выдавали в магазине, с фермы брали молоко, а хозяйка варила в русской печи суп и картошку. Нас также было около 6 парней. Работали на зернотоке, на стоговании соломы, на уборке льна. Здесь нам доверяли работать на лошадях, и я впервые тогда побывал в поселке Собачий, расположенном в лесу в 8-10 км от Карповской. Туда мы ездили на конях за несколькими лошадьми, ушедшими туда самовольно с пастбища. Этот лесной поселок был организован еще до войны высланными в нашу местность с южных областей во время коллективизации деревни. Тогда, в начале 60-х годов в поселке Собачий жили и работали люди, там было подсобное хозяйство Квазеньгского лесопункта Дмитриевского леспромхоза. На высоком пригорке в поле там была рабочая ветряная мельница, наверное, единственная в нашем районе.

     В остальные школьные годы практически каждый сентябрь я работал в колхозе в своей деревне, о чем бригадиры заранее договаривались со школой. В небольшой деревушке Подсосновица, где была отдельная бригада колхоза, я в течение нескольких лет работал во время уборки урожая в составе экипажа конной жнейки, ездил верхом на переднем коне «на выносе». Такая выносная лошадь всегда использовалась в экипаже конной жнейки в нашей гористой, сильнопересеченной местности для помощи в передвижении по полю этой тяжелой машины. Позднее, когда учился в 9-11 классах, каждый уборочный период работал помощником комбайнера на самоходном комбайне СКП-4.

              К работе в колхозе в летние школьные каникулы нас стали привлекать с 10-11 лет, в этом возрасте мы работали уже практически все лето почти каждый день вместе с взрослыми и заменяя взрослых при работе на лошадях, приводили утром лошадей с пасвы, возили на конных телегах навоз на паровые поля, бороновали пары и посевы, работали на конных граблях на сенокосе, вручную косили траву и гребли сено, топтали зароды и копны при стоговании сена, пасли скот и выполняли ряд других работ, которых в колхозной деревне в те времена было великое множество.

    Так за летние каникулы после 6 класса в 1960 году в возрасте 13 лет я отработал в колхозе 87 дней из 90 дней каникул, это оказалось больше всех среди всех учащихся школы. За это был  награжден подарком от колхоза и поздней осенью был направлен в город Архангельск на областной слет юннатов, походивший в областном Доме пионеров. На этот слет меня возила наша учительница биологии Анастасия Павловна Тарбаева. Позднее, уже в 10 классе в 1964 году я был участником областного слета ученических производственных бригад, куда мы ездили вместе с одним учеником Устьянской средней школы. В этой поездке нас сопровождала наша молодая учительница Валентина Петровна Тальчикова, ныне проживающая в гор. Архангельске.

    ***

              В Строевской средней школе, колхозе им. Суворова, а затем в совхозе «Строевской» много лет существовала традиция в период заготовки кормов формировать ученические производственные бригады, оснащать их всем необходимым для работы и направлять на 3-4 недели в июле на отдаленные сенокосы по речке Волюга в районе деревушки Тушмино. Я в составе такой бригады численностью 15-18 человек с двумя взрослыми мужчинами в течение трех лет подряд работал на дальних сенокосах, закрепленных за Прилукской бригадой колхоза выше деревни Тушмино. Здесь же рядом с Прилукскими были сенокосы Лобановской и Сабуровской бригад. Такие ученические производственные бригады из Строевской средней школы, возглавляемые учителями, позднее ежегодно работали на этих отдаленных сенокосах под общим названием «На Опалихе» под Тушмином многие последующие годы до начала 90-х годов и ликвидации совхоза «Строевской».

              За зданием старой «красной» школы на месте ныне стоящего кирпичного двухэтажного здания школы и котельной раньше располагался уютный и облагороженный школьный сад, где все лето учащиеся младших классов – юннаты по очереди работали на этом участке, где росли плодовые деревья, ягодные кустарники, выращивались сортовые ягоды, овощи. Здесь же была оборудована небольшая кроликоферма, которую также обслуживали ученики школы. Мне запомнилась также массово внедрявшаяся в начале 60-х годов по всей стране «кукурузная кампания».

     В поле в центре села Строевское на берегу реки, где сейчас расположено двухэтажное здание детского сада и проходит грунтовая дорога к подвесному мосту через реку, мы в 1961 или 1962 году весной сеяли семена кукурузы квадратно-гнездовым способом, копая небольшие ямки и помещая в них 3-5 зерен кукурузы, с тем, чтобы можно было после всходов обрабатывать вручную и культиваторами междурядия. Всходы на посевах  появились, за ними прилежно ухаживали по всем правилам агротехники, но наша прохладная погода не способствовала их нормальному росту и развитию, и ожидаемый урожай не получился. В последующие годы эксперименты с выращиванием теплолюбивой кукурузы в нашей местности были прекращены.

    ***

              В Строевской средней школе я учился с 5 по 11 класс в течение 7 лет и ежедневно ходил пешком туда и обратно сначала до 9 класса с деревушки Подсосновицы за 6 километров, затем в 9-11 классах из деревни Прилуки за 4 км. В пятом классе наш учебный класс располагался в очень старом и ветхом двухэтажном деревянном здании (бывшем поповском доме), стоявшим рядом со зданием сельсовета напротив зданий магазинов. В классах было очень холодно, в морозы сидели за партами в верхней одежде, иногда даже замерзали чернила в чернильницах. Потом это здание было снесено, когда чуть выше его было построено другое небольшое двухэтажное здание с одноэтажной пристройкой к нему и приспособленное под школьные помещения, где я учился в 8 и 9 классах.

     В шестом классе мы учились в приспособленном здании, где раньше располагалась контора Строевской МТС (машино-тракторной станции). Это здание, в котором было приспособлено под классы 6 помещений, давно снесено, стояло оно рядом со зданиями магазинов в сторону реки. В этом здании в 1965 году проводился наш выпускной вечер. Еще ниже этого здания у дороги из центра на реку, располагалось длинное одноэтажное здание детского сада, в котором много лет был детский сад, которых в те времена в районе были единицы.

     В 7, 10 и 11 классах мы занимались в здании так называемой «красной» школы, металлическая крыша которой была покрашена красной краской, это здание очень давно было построено специально для школы. Это было основное школьное здание, в нем были оборудованы кабинеты физики и химии, русского языка и литературы. Здесь же были: учительская, кабинет директора, школьная библиотека, спортзал, лыжная база и квартира школьного сторожа – технички.

     Рядом с этим зданием был небольшой двухэтажный учительский дом, а также отдельно стоящие здания школьных мастерских, где проводились уроки труда, в нем же  в начале 60-х годов появилась небольшая школьная столовая, и с того времени стало внедряться школьное питание, а раньше ученики из отдаленных деревень обычно брали из дому с собой на обед кусок хлеба.

    ***

     Здесь же, на школьной территории, была оборудована спортплощадка, где проводились уроки физкультуры, когда не было снега. После установления устойчивого снежного покрова практически все уроки физкультуры проводились только на лыжах. На лыжной базе в здании школы было 3-4 десятка пар лыж с мягким креплением, надеваемых на валенки, в которых практически тогда все ходили зимой. Было несколько пар лыж и на ботинках, их выдавали только тем ученикам, кто участвовал в соревнованиях за пределами школы. Под руководством учителя Ивана Федоровича Рыпакова на протяжении всего зимнего периода содержались лыжни на  2, 3 и 5 километров, они располагались на ныне застроенном домами участке поля в основании Божьей гривки и вокруг нее. Иногда учитель разрешал в конце урока скатиться  с Божьей гривки, и тогда самокатом съезжали под уклон практически до самой школы.

     На уроках мы часто бегали на лыжах на разные расстояния на время, часто устраивались классные и школьные соревнования. В школе была сильная лыжная команда, которая тренировалась отдельно и с высокими результатами участвовала в соревнованиях разного уровня. В ненастную погоду уроки физкультуры проходили в небольшом спортзале в «красной» школе, где было основное спортивное оборудование и играли в волейбол. Прыжки в высоту, через козла и коня выполняли в длинном и широком коридоре «красной» школы. 

    ***

              В Строевской  средней школе был высоко квалифицированный и дружный коллектив учителей по руководством Дмитрия Федоровича Мартюшова, затем в период моей учебы директорами школы были Павел Александрович Попов, Эльза Михайловна Игнатьева, Нина Митрофановна Волова.

     С большой теплотой, уважением и огромной благодарностью за их труд я всегда вспоминаю своих учителей в Строевской средней школе. Это ныне здравствующая учительница географии Клавдия Кузьминична Шабанова, которая еще с  5 класса привила мне огромный интерес к географии, которую я очень люблю на протяжении более пятидесяти пяти лет  и  стараюсь изучать по сей день. Вместе с Клавдией Кузьминичной на уроках географии мы совершали удивительные и познавательные путешествия по континентам и странам, по африканским саваннам и пустыням, тропическим лесам и рекам Южной Америки и Азии, по всем морям и океанам, островам, заливам и проливам, горам, плоскогорьям и равнинам, по многим уголкам нашей богатой и многогранной планеты Земля.

    Нам повезло, что нас много лет учила математическим наукам и была много лет нашим бессменным классным руководителем одна из первых  в районе «Заслуженная  учительница школы РСФСР» Анастасия Михеевна Коробицына.

     Опытнейшими педагогами были учитель биологии Анастасия Павловна Тарбаева, учителя истории Анастасия Ильинична Попова и Виктор Федорович Бородин, учителя русского языка и литературы Зинаида Федосеевна Прилучная, Эльза Михайловна Игнатьева, Алексей Васильевич Волов, английского языка Вера Петровна Темкина, Александра Петровна Попова (Куханова), Анна Николаевна Кокорина (Баскакова). Хорошо проявили себя и молодые преподаватели школы:  учителя физики Галина Петровна Кремкова, Тамара Алексеевна Гольстрем, Галина Павловна Матвеева, Константин Курдюмов,  учительница математики Галина Подопригора, учитель химии Павел Федорович Харитонов, учительница астрономии Валентина Петровна Тальчикова. Требовательными  и строгими  были учитель истории и директор школы Павел Александрович Попов, директор школы Нина Митрофановна Волова.

    Особо хочется сказать добрые слова  ныне здравствующему Ивану Федоровичу Рыпакову, участнику Великой Отечественной войны, бессменному много лет учителю физкультуры. Добрые воспоминания в памяти учеников оставили также учителя Елизавета Федоровна Кошелева, учитель начальных классов, участник Великой Отечественной войны Павел Андриянович Котов.

    В этом же ряду хочу вспомнить недавно ушедшую из жизни в преклонном возрасте мою первую учительницу в Прилукской начальной школе Надежду Андреевну Борскую, и ее напарницу по Прилукской школе Лидию Степановну Рыпакову.

    Успешно помогала учителям прививать любовь к чтению и книгам многолетняя бессменная заведующая школьной библиотекой Ираида Михайловна Ипатова. При отсутствии в то время других источников информации, школьная библиотека была очень популярна.

    Нас учили успешно и ряд других замечательных учителей, не названных мной здесь, а также  названных выше учителей трудового и производственного обучения.

    Любимыми  нашими учителями были учителя мужчины с непререкаемым авторитетом: учитель русского языка и литературы Алексей Васильевич Волов, прививший любовь к книгам и давший навыки грамотного письма, а также учитель истории и обществоведения Виктор Федорович Бородин, благодаря которому я с удовольствием и успешно стал в дальнейшем изучать общественные науки.

    Огромная благодарность учителям всех поколений Строевской средней школы за их преданность делу, терпение, тактичность, и за то, что они дали нам не только знания, но и научили нас учиться на протяжении всех последующих лет, помогли каждому из нас выбрать дальнейший жизненный путь и овладеть профессиями. Следует отметить, что работать сельским учителем во времена нашей учебы было крайне непросто. Жили они в деревенских домах без элементарных удобств, а часто и квартировали у местных жителей. Довольно бедной была и материально-техническая база школы, не было в достатке учебного оборудования. После каждого урока учителя должны были за десятиминутную перемену успеть перейти в другое школьное здание и подготовиться к проведению очередного урока. Однако, несмотря на все трудности и обстоятельства, педагогический коллектив Строевской средней школы всегда успешно и эффективно работал, решал  стоящие перед ним задачи и давал учащимся прочные знания и навыки. За 70-летнюю историю из стен школы вышла не одна тысяча выпускников, которые с теплотой  и  благодарностью вспоминают школу и своих учителей.

    ***

    Я все годы учебы в школе занимался с большой охотой, интересом и старанием, без особых трудностей. Учился практически только на 4 и 5, на пятерки сдал выпускные экзамены в 11 классе по 9 предметам, а сочинение по русскому языку и литературе по роману Н.А.Островского «Как закалялась сталь» написал на оценку 4.

     Закончив Строевскую среднюю школу, в возрасте почти 19 лет,  осенью 1965 года был призван на срочную службу в Советскую Армию, и проходил службу в танковых войсках в Ленинградском военном округе.

    После службы в 1968 году  вернулся домой и с правами, полученными в школе, стал работать трактористом в совхозе «Строевской». Затем был приглашен на работу в Устьянский райком ВЛКСМ и работал в должности заведующего орготделом  райкома комсомола в течение двух лет, затем в 1970 был направлен на очную учебу в Вологодскую советско-партийную школу, которую окончил с отличием с квалификацией «экономист-организатор сельскохозяйственного производства». После учебы в 1972 году был направлен на работу и избран освобожденным секретарем партийного комитета совхоза «Орловский» Устьянского района и работал в этой должности 11 лет.

    В этот период в 1978 году окончил с отличием Заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

    С 1983 года работал в аппарате Устьянского райкома КПСС в должности инструктора орготдела, сельхозотдела, затем с 1985 года - зав. сектором партучета райкома КПСС до ликвидации партийных органов в 1991 году. Далее 9 лет работал ст. экономистом, зам. директора Устьянского филиала Росгосстраха.

    С 2000 года до выхода на пенсию в 2005 году работал на муниципальной службе в должности председателя комитета по защите прав потребителей Администрации муниципального образования «Устьянский район». Всегда активно участвовал в общественной работе. Много лет работал на общественных началах председателем и его заместителем Устьянской территориальной избирательной комиссии, проводившей на территории района все избирательные компании.

    Проживаю в пос. Октябрьский.

                Июль 2015 года .           Пушкин Дмитрий Дмитриевич, выпускник 1965 года.  

     

    Поиск
    Толерантность
    Уроки по предметам
    Федеральный закон
    Окно доступа
    Вход на сайт
    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024